Поскольку в прошедшем сезоне нам пришлось заниматься одними и теми же работами и по дому и по бане, то целесообразно подробно рассмотреть каждую операцию на примере только одного из этих объектов, а для второго - дать лишь существенные отличия в нюансах. По шлифовке рубленых стен мы более подробно поговорили на примере дома (см. тут), а для бани привели лишь отличительные моменты (см. здесь). О покраске стен давайте поступим наоборот - для русской рубленной бани дадим развернутое описание с подробными комментариями, а для дома приведем лишь отличия в технологиях (подробнее). Причиной такого выбора стало, во-первых, наличие большего количества фотографий рабочих моментов для бани, а, во-вторых, для бани мы осуществили покраску не только внутренних стен, но и наружных.
Так как события по шлифовке и покраске стен дома и бани протекали параллельно, даже часто пересекались, попробуем описать развитие ситуаций в той последовательности, как они реально происходили. Основной нашей задачей прошлого сезона была шлифовка и покраска внутренних стен именно дома. Они держали все остальные работы по дому, и мы хотели их завершить в первую очередь. Идея отшлифовать русскую рубленную баню изнутри пришла позже, она переросла в идею шлифовки всей бани и, соответственно, окраски рубленых стен бани снаружи и изнутри.
В выборе краски мы не стали изобретать велосипед и решили применить и для дома и для бани цвета и составы красок, которые использовал у себя в доме и бане Денис Мигачев, напомню - это ген. директор компании Русь Бревенчатая. Мы были у него в гостях прошлой зимой и нам понравились примененные цветовые сочетания. Когда встал вопрос о покупке краски для дома, я позвонил ему и спросил, а какой код краски он использовал. Как человек занятой, он, естественно, не держал в голове все эти номера, а посоветовал обратиться в магазин красок Тиккурила к его тезке, который уж точно знает номер этой краски. Мы с женой приехали в этот магазинчик. Продавца, тоже Дениса, я очень хорошо знал, т.к. прежде уже покупал у него краску для наружной покраски дома (клиентам Руси там делается неплохая скидка). Спрашиваю продавца, что мне нужна краска, как у Мигачева в доме. Он видимо ключевую фразу в доме пропустил и сказал - не вопрос, вот краска Supi Saunasuoja (Супи Саунасуоя или в обиходе Супи Сауна) от Tikkurila. Показал, как она выглядит на дощечке. Сказал, что вообще она для сауны, но и в доме будет выглядеть прекрасно. С нее вода стекает, не задерживаясь и т.д.
Нас еще как-то удивил очень светлый тон краски. Мы переспросили - это точно то, что и у Мигачева? Да, ответил продавец. Хорошо, сказали мы и купили этой краски вагон и маленькую тележку - для всего дома и всей бани.
В это же время, я параллельно решил утеплить дом изнутри. Когда стены дома отшлифовали стали видны кое-где небольшие щели (1-2 мм) - все таки дом сел за эти несколько лет. Я решил воспользоваться моментом, когда можно утеплить рубленые стены дома (подробнее ...), а потом покрасить их. Услышав, что для этого нужно использовать герметик по дереву, я заехал в строительный гипермаркет и накупил десятка два тюбиков герметика под тон сосны - с таким герметиком я работал во время ремонта квартиры. Это была моя роковая ошибка, о чем мы обязательно расскажем в отдельной статье. Здесь же фрагмент этой истории я привожу только в контексте окраски стен.
Итак, я целеустремленно начал наносить купленный герметик на все стыки внешних стен. Хорошо, что я начал со второго этажа. Завершив утеплять одну комнату, я решил попробовать покрасить стены, чтобы посмотреть, как будет смотреться герметик на фоне остальной стены. Просто, честно говоря, хоть он и назывался под сосну, но он был существенно темнее натуральной отшлифованной сосны. Я то надеялся, что цвета совпадут и главное в работе - сделать плавные переходы от бревна к бревну, поэтому ширина швов герметика получилась неодинаковой. Но это была лишь прелюдия. Решив сделать пробную покраску, я поднял на второй этаж ведро с краской, открыл, размешал и увидел почти бесцветную, слегка беловатую жидкость. Выбрав невысокую боковую стену, я начал наносить краску кистью, от переруба к перерубу. После первого слоя краски цвет древесины почти не изменился. Я подождал часа два и нанес повторный слой - результат почти такой же. Видно, что дерево покрыла пленка лака, но цвет остался почти естественным и на нем отчетливо был виден нанесенный мною герметик. Я вновь подождал и нанес краску в третий раз, хотя по идее было бы достаточно и двукратного применения.
Пока краска подсыхала, я успел закончить нанесение герметика и во второй - большой комнате второго этажа. Пока я красил, поднимались ребята, которые в этот день сделали себе выходной (была суббота), видя мои эксперименты, они мягко так сказали, что крашу я неправильно, остаются разводы и подтеки. Но меня на тот момент больше беспокоил цвет - он совсем не закрыл нанесенный мною герметик. Когда подсох и третий слой краски я провел рукой по окрашенному бревну и чуть не вскрикнул от боли. Прежде гладкое и мягкое как шерсть кошки отшлифованное бревно стало как ежик, ощетинившись колючками. Короче - везде засада.
Я позвал супругу показать, как получилось. Оставив грядки с цветами она поднялась и ахнула от всей этой картины:
Для себя я понял, что сегодня определенно был не мой день. Но делать нечего, нужно разбираться в создавшейся ситуации. Как всегда первый звонок был Денису Мигачеву. Объяснив ему ситуацию, я спросил, как такое могло произойти.
Выяснилось следующее:
Звоню в магазин. Продавец говорит, а я думал, вы знаете об этом технологическом моменте. Оказывается, при нанесении лака на водной основе, первый слой лака поднимает весь образовавшийся при шлифовке мягкий ворс и его, после засыхания, нужно удалять мелкой шкуркой, а после этого еще раз или два нанести лак. Я тут же вспомнил, что аналогичная ситуация возникает при циклевке и нанесении лака на натуральный паркет - я столкнулся с этим при ремонте первой квартиры.
С этим понятно, говорю, а что с краской как у Дениса. Он говорит, что вроде в последнее время все брали именно эту краску, поэтому он и рекомендовал ее. А какая краска в доме, он навскидку сейчас не помнит.
Короче мы с супругой поняли, что нужно опять напрашиваться в гости к Денису и смотреть все на месте еще раз. Признателен Денису и его супруге, что нас оперативно и любезно приняли. Мы еще раз посмотрели, как выглядят стены в доме и бане. Получили кучу полезных советов по отделке дома. Воочию увидели, как можно сделать потолок на втором этаже дома, как и что лучше сделать в бане, интересные идеи по ландшафтному дизайну и т.д. Более того, Денис даже раскопал в гараже банку из под краски (см. фото ниже), которой был окрашен дом изнутри, разумеется я сразу сфотографировал, чтобы показать в магазине.
На следующий день приехали в магазин красок, показали приведенную выше фотографию. Продавец извинился, что ввел нас в заблуждение, но здесь конечно была и моя вина. Купили мы этой новой краски, но что было делать с большим объемом купленной Супи Сауны. Она уже была тонирована и магазин ее обычно не принимал. Денис-продавец, пообещал пристроить эту краску при случае. Но мы потом с женой обсудили, что, во-первых, этой специализированной краской для влажных помещений можно покрыть стены санузлов на 1 и 2 этажах дома. Во-вторых, у нас в доме будет потолок мансардного этажа, который мы хотели сделать посветлее стен - близким к белому, но с прорисовкой рисунка древесины. Для этих целей Супи Сауна также подходила. В третьих, моечную в бане можно было покрыть раза 4-5, для лучшей защиты древесины. Короче, место для всей краски нашлось. Получилось даже так, что через неделю вновь позвонил Денис из магазина красок и предложил забрать эти банки, так как на них нашелся покупатель, но мы поблагодарили его и отказались.
Кстати, в последний приезд, я попросил знатока красок составить мне подробные рекомендации как работать со всеми купленными лаками (всего получилось три вида). В этих рекомендациях было много интересных моментов, касающихся времени высыхания слоев, необходимости разведения краски для первого слоя и т.д. Все эти детали мы будем упоминать по мере рассказа.
Вот мы и приблизились к началу непосредственного описания процесса покраски стен рубленого дома и бани. В первую очередь мне нужно было покрасить гостиную и спальню на втором этаже дома. Это уже не получалось по времени - мы бы задержали работу печников, поэтому я принял решение покрасить хотя бы по одной стене в каждом из этих помещений, там, где будет располагаться камин и дымоход.
Первый слой в гостиной ребята покрасили кистью и дополнительно отшлифовали вручную специально привезенной мною шкуркой (максимально мелкая - кажется с зерном 120 или 140). После этого прошлись пылесосом и покрасили кистью еще раз. Получилась конечно красота - ярко и гладко. В этот же период наведать ребят приезжал бригадир из Руси ... Александр. Мы обсудили с ним технологии покраски бревенчатых стен и он посоветовал воспользоваться электрическим краскопультом. По его словам, на одном из объектов они покрасили первый этаж бани кистями с промежуточной шлифовкой, а второй этаж - только этим пулевизатором. Когда приехал Заказчик и сравнил оба варианта - попросил зачистить стены на первом этаже и сделать так же, как на втором.
В принципе Саша был готов привезти такой краскопульт через неделю, тот был сейчас на объекте. У меня столько времени не было, потом я решил, что я могу себе позволить купить его сам, благо в хозяйстве он пригодится. Саша посоветовал купить качественный экземпляр, чтобы он не получился одноразовым. Я последовал совету и приобрел краскораспылитель (так он официально называется) Bosch PFS 55.
Привезя его на следующий день, я посоветовал ребятам попробовать уже им окрасить вторую стену (на втором этаже дома в спальне - там будет проходить дымоход). Они как-то опасались непривычного им устройства, поэтому мне пришлось провести небольшой мастер-класс (до этого я только внимательно прочитал инструкцию). Самое главное - нужно разбавить саму краску. Краска на водной основе разбавляется водой, а краска для наружных стен - грунтовкой. Под моим чутким руководством (что называется - глаза боятся - руки делают) мы нашли приемлемую консистенцию (30-40% воды) и начали пробное окрашивание. Для экспериментов я дал ребятам лист фанеры, оставшийся от строительства, и они на нем тренировались. Рассказал о самых важных моментах: краскопульт должен всегда находиться перпендикулярно окрашиваемой поверхности и плавно перемещаться по горизонтали.
И еще один важный момент, нам о нем ранее рассказал Саша. В процессе окрашивания второй человек обязательно должен идти следом с кистью и размазывать образовавшиеся подтеки краски. При получении большего опыта первым человеком (с краскопультом) работы для второго человека (с кистью) конечно, станет меньше, но и на старуху бывает проруха.
Короче, поэкспериментировав на фанере, подбадриваемые мной, ребята начали первый раз в жизни красить стену на втором этаже. Отметим, что работа, конечно же, шла намного быстрее, чем кистью. Единственный момент, если кистью достаточно двух слоев нанесения, то пулевизатором требуется нанести минимум три слоя краски. Но дело в том, что три слоя в этом случая наносятся быстрее и с меньшими усилиями. Подготовив две стены для печников, ребята вновь вернулись в баню, где завершали шлифовку и начали покраску стен изнутри и снаружи. В это время в доме начали работать печники. Потом, ближе к концу работы, они сделали паузу, и ребята за двое суток трижды покрасили весь дом изнутри.
Был еще один сложный психологический момент, о котором стоит рассказать. Когда мои шлифовщики покрасили впервые стену только краскопультом, то в результате стена получилась гораздо более гладкой, чем после кисти. Памятуя слова Саши, я даже позвонил продавцу красок Денису (он меня часто и с готовностью консультировал, и я старался организовать для него своеобразную обратную связь) и радостно рассказал ему об эксперименте с краскопультом, о том, что после него не нужно проводить дополнительную шлифовку. Он конечно слегка с недоверием отнесся к моим словам, сказав, что вообще по его опыту, даже после пулевизатора нужно шлифовать деревянные стены, хотя действительно, ворса поднимается гораздо меньше, чем кистью.
И еще он сказал мне про один важный момент, что производитель краски рекомендует первый слой наносить все же кистью, а потом можно и пульвером. Это связано с тем, что если на поверхности дерева есть пыль, то качественного первоначального контакта краски с древесиной не получится. Я взвесил его слова и сложившуюся ситуацию и все же принял решение красить только краскопультом. Во-первых, ребята веником и пылесосом достаточно тщательно очищали поверхность стен перед покраской. Во-вторых, покраска кистями такой большой площади стен заняла бы гораздо больше времени, что не устраивала ни их, ни меня.
Но и здесь нас поджидал неприятный сюрприз в лице сурового инспектора, в качестве которого выступила супруга. Когда она наощупь сравнила стену, которая была получена после промежуточной шлифовки и стену, которая получена после 3 слоев покраски краскопультом, но без шлифовки, то ее вердикт был непреклонен - шлифовать. Сначала я хотел возразить, что мол и так почти гладко, но один ее весомый довод все перевесил. Она спросила меня - когда в последний раз я мыл стены? Да я и не вспомню, а вот ей приходится делать это периодически. И одно дело, если стена гладкая и совсем другое, когда есть, хоть и небольшие, но зацепки. На этих выступах будет скапливаться грязь, жир, сажа и т.д. Такую стену гораздо тяжелее мыть, чем ровную и гладкую поверхность, которую протер влажной тряпкой с мыльным раствором и все.
Я посмотрел в грустные глаза ребят (после полуторамесячного пребывания на нашей даче) и сказал, делать нечего - шлифуем. Единственно, чтобы облегчить им жизнь, мы купили специальные приспособления для закрепления шкурки, они напоминают строительный мастерок с ручкой. На эту дощечку можно легко закрепить кусок полотна шкурки и работа становится гораздо легче.
Мы рассмотрели общие вопросы организации работ. Давайте остановимся на некоторых деталях.
После шлифовки стен дома и бани мы вновь нанесли слой грунтовочного антисептика, но только на стены бани. Почему? Объясню. Как нам рассказал Денис из магазина красок, они сталкивались с ситуацией, когда в доме с уже установленными окнами и дверями, после шлифовки стен нанесли такой вот антисептик, а потом основной лак. И через некоторое время под краской пошла синева - это такой, в принципе достаточно безопасный, грибок, но он, конечно, портит вид дерева. Бороться с ним несложно, но это если дерево еще не окрашено, а вот под лаком - это уже проблема, здесь уже и клининг не всегда поможет.
Магазин обратился к производителю краски, те проанализировали ситуацию и сказали, что проблема была в том, что при уже установленных окнах и дверях (т.е. когда нет активного проветривания) нельзя использовать грунтовочный антисептик, он якобы не высыхает и дает иногда такие вот побочные эффекты. Вот поэтому внутренние стены дома я не покрывал грунтом (хотя в обычном строительстве - это нонсенс, грунт улучшает прилегание краски к стене), а вот внутренние и внешние стены бани - покрыл. В бане пока нет окон и дверей, и я не планировал их ставить в этом году, поэтому я решил, что хуже не будет. Для покрытия стен грунтовкой по моей рекомендации строители использовали уже знакомые Вам по предыдущим статьям бытовые пулевизаторы, в первую очередь левый (см. фото ниже).
На фото ниже показан результат нанесения наружного лака на внешние стены. После знакомства с краскопультом ребята с ним уже не расставались и на вопрос, а не хотите ли вернуться к кистям, дружно говорили нет. Как я говорил выше, теперь вместо двух слоев нужно было наносить три. Насколько это сказалось на расходе краски, я так честно говоря и не понял, возможно ее ушло чуть больше, чем если бы мы работали только кистями. По крайней мере, мне пришлось докупать пару банок, но это меня не удивило и не расстроило.
Вас, наверное, удивили три красные канистры на предыдущем фото. По закону подлости в последние дни августа, когда уже стояли холода и у ребят кончился газ в баллоне, у нас на даче отрубили свет. Света не было почти неделю. Работа стояла (и у печников тоже), строители мерзли, и я решился на покупку бензогенератора. Сначала я хотел купить какой-нибудь попроще, киловатта на 2-3. Уже заказал в интернет-магазине, но потом решил позвонить в Русь и спросить, может у них есть на время. Вновь попал на Дениса Мигачева, он сказал, что бензики конечно у них есть, но три на объектах, а два нужно забрать из ремонта. Я уже к тому времени смирился с незапланированной для себя покупкой и сказал Денису, что куплю сам. Он спросил, на чем я остановился. Я ему назвал модель и мощность 2,2 кВт, а он однозначно отсоветовал. Ты говорит, даже не сможешь одновременно включить чайник и какой-нибудь светильник. нужно минимум на 5-6 кВт. Кроме того, он посоветовал заехать в магазины Оби, там неплохой выбор по приемлемым ценам.
Я подумал, что действительно нужно покупать сразу нормальный генератор, с прицелом на будущее - как аварийный источник питания для всего дома. У меня сейчас один водяной насос кушает целый киловатт, если прибавить к этому тот же чайник, обогреватель или плитку, то 5 кВт будет как минимальный предел. В тот же вечер мы заехали в этот магазин и выбрали показанный на фото электрогенератор мощностью 5,5 кВт. Он нас выручал потом не раз.
Приведем несколько зарисовок с процесса окраски. К сожалению я не смог сделать фотографий работы ребят внутри помещений. Во-первых, не было времени - я параллельно занимался утеплением дома. Во-вторых, в бане была недостаточная освещенность для качественных фотографий, но зато была сплошная взвесь дисперсии краски и я побоялся за фотоаппарат. Поэтому будем анализировать работу по покраске на примере внешних стен. На следующем фото видна основная композиция: Адриян с краскопультом, а Иван - с кисточкой, наблюдает за результатами нанесения краски и, при необходимости, затирает подтеки.
Когда красили баню снаружи или дом изнутри было проще - было четко видно, где легла краска, а где нет (см. фото ниже). А вот с нанесением Супи Сауны на внутренние стены бани было гораздо сложнее - видел сам. По результатам окрашивания трудно понять, где нанесена краска, а где нет. При нанесении первого слоя еще можно было посмотреть под острым углом к стене, тогда по блеску можно было выделить окрашенные места, а вот при последующих слоях - можно было надеяться только на свою зрительную память. Но я советовал Адрияну - лучше покрасить лишний раз, чем недокрасить.
На следующем фото - классическая картинка: один красит, второй - растирает, при необходимости. Единственный, на мой взгляд, недостаток этого краскопульта - недостаточно большая емкость для краски - 600 мг, этого конечно мало для таких больших объектов, как дом или баня. Кстати, столкнулись с таким моментом, что грунт российского производства, точнее это конечно формально финский Spill Base от Finncolor. Так вот, в отличие от чисто финской Явы, наш грунт содержал комочки, которые забивали сопло пулевизатора. Пришлось сцеживать его через несколько слоев марли, чтобы можно было нормально работать.
На фото ниже - также рабочий момент. Четко видна уже покрашенная стена и еще неокрашенный фасад. На переднем плане козлы с ударением на первый слог конечно. Для комфортной работы по окрашиванию стен, но особенно для их шлифовки, строителями были построены несколько таких сооружений, разной высоты. То, что было сделано в доме на втором этаже - там и осталось, еще пригодится при завершении монтажа крыши. Вот для таких целей желательно иметь на участке запасы досок. Если их нет - тоже не беда, это проблемы компании-исполнителя, в этом случае позаботиться о лесах должны они.
Судя по фото ниже, скоро дело дойдет и до окрашивания медведя. Работа с краскопультом предполагает наличие очков и респиратора. Но Адриян, традиционно работает без очков, ему так удобнее. Как видите, я обеспечил строителей и раздвижной лестницей (неоценимая штука, если хотите очистить от листьев, а в моем случае, от иголок, водостоки дома).
Окрашивание торцов бревен сруба. Имейте в виду, что торцы бревен впитывают краски больше, чем другие поверхности стен, поэтому, для получения хорошей защиты и одинакового цвета, торцы следует покрывать краской на 1-2 слоя больше, чем остальные части стен.
На следующем фото более редкая картина - краскопульт в руках у Ивана, а Адриян стоит в обеспечении. Что делать, если под конек может дотянуться только Иван.
Так получилось, что фото внутренних стен бани выпали летом из поля моего внимания и мне пришлось их делать гораздо позже, в январе месяце, когда уже везде лежал снег. Как выглядел сруб бани зимой, Вы можете увидеть на следующем фото. Соседи и приезжавшие друзья называли баню в снежном наряде - лесной зимней сказкой. Конечно мы пока не видим окон и дверей, но даже в таком виде рубленая баня привлекает всеобщее внимание.
Обратите внимание, что окна и дверь в баню приоткрыты. Дело в том, что практически до Нового 2012 года в Санкт-Петербурге стояла сырость и температура была в основном положительной. Поскольку древесина сруба была все-таки еще сырая, хотя прошел год с момента закладки сруба, то мы старались проветривать внутренние помещения бани.
С наступлением устойчивых морозов оконные и дверные проемы были закрыты. Весной, с наступлением тепла, мы вновь приоткроем эти проемы для организации проветривания. Конечно, если бы баня начала сразу топиться, то эти проблемы стояли бы не так насущно, но даже в этом случае не стоит пренебрегать проветриванием хотя бы в первый год жизни сруба.
Давайте рассмотрим обещанные фото внутренних стен бани. Вы удивитесь, но это не просто отшлифованные, но и покрытые специальным водным лаком для саун стены. Действительно, они почти не изменили цвет, но таково было желание хозяйки, впрочем, как и мое. Как уже отмечалось выше, этому лаку не страшны даже потоки воды - она стекает со стен каплями. Напомню, что был использован лак на водной основе Supi Saunasuoja (Супи Саунасуоя или в обиходе Супи Сауна) от Tikkurila. Конечно и этот лак можно колеровать и в другие цвета.
Интересный ракурс (фото ниже) - виден стык заднего фронтона, внутренней стены с аркой на чердак и дощатого потолка. Съемка велась без вспышки при не очень ярком освещении (баня стоит практически в лесу) - в реальности стены чуть ярче и желтее. По своей идее лак и должен был осветлять и немного отбеливать стены.
Ниже показан внутренний угол в помещении помывочной - мы видим переруб лафета с кругляком.
В заключение приведем фото, сделанное в тамбуре бани: слева - внешняя фронтонная стена, справа стена между тамбуром и комнатой отдыха. Хорошо виден стык досок потолка с дальней на фото (боковой) стеной сруба бани. Использованная конструкция крыши позволяет бане спокойно переживать усадку сруба, при этом весь кровельный пирог будет скользить в стороны боковых стен.
Пожалуй, на этом мы завершим рассказ об особенностях покраски стен рубленых дома и бани. Напомним, что вскоре будет опубликована еще одна статья, посвященная еще нераскрытым особенностям покраски дома. А с работами по бане мы сделаем перерыв до строительного сезона 2012 года. Хотя основные силы мы бросим в этом году на доделку дома, но, я думаю, как минимум печь-каменку и ряд работ нам удастся провести и в бане.
Перейти к статье о строительстве кирпичной печи-каменки в бане.