Как самая прекрасная картина теряется на стене без рамы, так и любой загородный дом нуждается в надежном и красивом заборе.
Как сложен и мучителен процесс выбора варианта - такие мысли приходили мне в голову, когда мы решали задачу выбора и постройки этого забора.
Дополнительную информацию о характеристиках существующих вариантов заборов вы можете в статье Время городить забор, см. тут.
Заборы бывают разные и каждый должен сам решить для себя, что для него подходит. Кому-то нужно отгородиться от дороги 6-метровой преградой из сплошного бетона, металлическим забором из профнастила (металлического профиля), а кто-то наоборот не хочет отделять себя от окружающей природы и ему достаточно метровой ограды.
Для нас этот вопрос также стоял ребром. С одной стороны хочется отгородиться от окружающего мира, чтобы чувствовать себя спокойно и расслабленно, а, с другой, не хочется закрывать от взора красивые виды, из-за которых собственно и был выбран этот участок. Благо место это достаточно спокойное и малолюдное, да и у соседей не принято отгораживаться сплошным забором. Полгода размышлений и компромисс, наконец, найден - строим прозрачный забор, но высотою не менее 2 метров и достаточно крепкий. Кроме того, он не должен сильно выделяться на фоне зеленого соснового леса, поэтому желателен темно-зеленый цвет.
Ремарка из 2017 года: никто не ожидал, что вокруг нашего участка, прямо в лесу появятся новые дома. Плюс мы не думали, что совхозное поле, рядом с нами будет продано под коттеджную застройку. Поэтому, сейчас мы с супругой уже задумываемся о более непрозрачном заборе. Поэтому совет: рассматривайте все перспективы :(
От сетки рабицы отказались сразу, ну не лежала она по душе хозяйке, тем более подходящей цветовой гаммы не находилось.
Следующим на очереди был забор из сварной сетки. Есть неплохие сетки, покрытые пвх приятного оттенка. Альтернативой им стали сварные секции из более толстой проволоки, также покрытой пвх. Но здесь выяснилась неприятная деталь сварных рулонных сеток - их сложно выравнивать при больших перепадах высот поверхности грунта, а у нас на участке имелось несколько таких перепадов. Кроме того, в зоне таких перепадов, а также в зоне близко стоящих высоких деревьев была необходимость увеличить высоту забора - это сложно сделать рулонными материалами, но легко - с помощью секций.
При установке секций такие перепады легко компенсируются сдвигом секций относительно друг друга. В дальнейшем был проведен анализ сварных секций, находящихся в продаже. В магазинах Метрика продавались секции 2,5 на 2 м с толщиной прута 4 мм ценой 1300 руб за секцию (цены на лето 2009 г.). Трехметровый столб для такой секции стоил 600 руб., крепление - 80 руб. на секцию.
Дальнейшие поиски выявили секции Gitter - они китайского производства, но в целом нареканий не вызвали. Здесь цена вопроса составляла 900 руб за секцию и около 300 руб за столб и крепление. В целом получалось существенно выгоднее, правда толщина прута составляла уже 3 мм плюс 1 мм покрытия пвх. На этом и было решено остановиться.
Следующий вопрос - ворота и калитки. Учитывая, что в наших планах было строительство бани, а, следовательно, на участок еще будут заезжать бетономешалки (миксеры) и длиннобортные Камазы (год назад такой Камаз снес остатки старых ворот, дело было, правда, поздним вечером - но от этого не легче) поэтому было принято решение поставить широкие 4-х метровые ворота (в садоводствах обычно ставятся 3-х метровые).
Вариантов создания ворот и калитки было два: сварить и покрасить самим на месте или приобрести готовые. Я рассудительно посчитал, что в заводских условиях качество и точность резки, сварки, да и покраски будет значительно выше. В результате, у компании, поставляющей секции Gitter, в продаже оказались несколько типов ворот и калиток. Был выбран подходящий вариант. Дополнительное преимущество было в заводской порошковой покраске ворот и столбов.
Важный момент - крепление ворот и калитки. В комплекте поставки шли оцинкованные бельгийские петли, которые позволяли регулировать подвес в двух плоскостях - очень удобно (нижнее левое фото ).
Следующий шаг - замки. Хотелось оформить все как-то более цивилизованнее, поэтому были выбраны также бельгийские замки на калитки, которые не боятся влаги и морозов (фото ниже справа).
Требования к точности установки столбов для секционных заборов гораздо выше, чем для рулонных. Важна здесь и вертикальность столба. К сожалению, ряд секций оказался далек от прямоугольника, но с этим удалось справиться.
Перед началом работы с помощью уровня (длинной резиновой трубки, наполненной водой) нивелируется поверхность грунта. Где это сделать уже не удается - планируется и организуется перепад высот (см. фото ниже слева). Учитывая ширину секций, отмечаются места установки столбов (через 2,5 м), продумывается порядок оформления перепадов - возможно секции придется резать.
На месте установки столба отрывается яма глубиною около 1 м (в зависимости от величины заглубления). Возможно это сделать буром, но строители применяли лопаты - расход бетона выше, но зато надежнее. Бетонировать можно либо всю яму, либо (что конечно дешевле) только верхнюю половину, при этом нижняя часть траншеи засыпалась и утрамбовывалась щебнем с песком. Под угловые и конечные столбы (забор получился незамкнутым, поскольку примыкал к уже существующему забору соседа) заливка бетоном шла на всю глубину. Для заливки в верхней части шурфа формировалась опалубка из ламинированной фанеры.
В местах сильных перепадов высот и там, где нужно было нарастить забор, столбы наращивались с помощью сварки (фото ниже справа - выделено желтым). Кстати наш клиент рекомендует купить на 1-2 секции больше - на такие вот случаи наращивания. Потом заказывать машину, чтобы привезти одну секцию будет накладно. Кстати при заказе машины обязательно потребуйте ширину кузова не менее 2 м - можно и фургон Газели. Кстати на ней за одну поездку заказчик смог привезти 45 секций, 50 столбов, ворота и 2 калитки.
Места сварки столбов, а также обрезки секций желательно подкрасить.
После установки столбов на них монтируются секции. Монтаж производится с помощью штатных скоб и саморезов (см. фото ниже слева) - можно даже без предварительного засверливания. Теоретически можно использовать и более надежные болты с гайками, но они другого цвета и с ними больше возни. Мы остановились на применении саморезов.
При наращивании сеток они крепятся друг к другу с помощью хомутов, широко представленных в магазинах метизов (см. фото ниже справа - выделено зеленым).
Особо стоит остановиться на базе для ворот и калитки. Они требуют обязательно создания ленточного фундамента на всю длину ворот и/или калитки. Сечение фундамента для передних ворот и калитки составило 60 на 60 см. Для крепления ворот и калитки используются столбы сечением 10 на 10 см (для секций - 5 на 5 см). Столбы изначально точно выставляются и привариваются к арматуре опалубки. После этого фундамент заливается.
Очень удобными в установке и регулировке оказались петли для крепления ворот и калитки (см. фото слева ниже). Изначально на столбах уже были наварены проушины, а на воротах и калитке специальные накладки. Напомним, что механизм позволял легко регулировать размещение ворот в 2 плоскостях.
Процесс установки замков на калитки не вызвал особых проблем. Правда в руководстве не было детального описания процесса установки и продавцы не могли толком объяснить, но научная мысль россиян оказалась на высоте и они разобрались с заморской премудростью. Здесь самое главное было намотать изолентой винт к отвертке, чтобы винт не провалился внутрь столба, а в остальном все было просто :)
Кстати, очень важно выбрать точное место установки ворот. Рекомендуем несколько раз въехать и выехать с участка, чтобы понять, как будет лучше. Так же не забудьте, что заезжать должна и большегрузная техника, а она имеет значительно большие радиусы поворота.
P.S. Немного негативного опыта. Я рекомендую тщательно осматривать каждый столб для крепления сетки. При перегрузке часть из них была склеена между собою. Поначалу мы на это внимания не обратили, но потом, при попытке отсоединить их друг от друга оставались светло-зеленые разводы, которые пришлось в дальнейшем вручную закрашивать.
Перейти к следующей статье - строительство отмостки вокруг дома.