Известие о том, что строительной компании "Русь Бревенчатая" доверяют строительство деревянного рубленного храма под Санкт-Петербургом (подробнее ...) подтолкнуло одного из сотрудников нашей компании к реализации давнишней мечты - посещения заповедника русского древнего деревянного зодчества на острове Кижи в Онежском озере. Далее предоставляем слово нашему путешественнику, поделившемуся впечатлениями о своей поездке.
История деревянного зодчества всегда привлекала мое внимание и, при возможности, мы всегда старались черпать новую информацию из поездок, разговоров со знающими людьми, чтения книг и т.д. Конечно же, мы уже неоднократно побывали в Витославлицах - еще одном музее народного деревянного зодчества, что расположился под Великим Новгородом. Посещали другие значимые места так или иначе связанные с деревянным домостроением (подробнее об этом), но нас уже многие годы влекло в Кижи, которые являются настоящей Меккой любителей деревянного зодчества.
Но все как-то не получалось. Мы уже не раз были на Валааме, добирались до Свирьстроя, путешествовали по матушке Волге, но вот в Онегу все никак не попадали. В этом (2011) году, узнав от архитектора, что нам доверено проектирование и строительство деревянного храма в поселке Янино (под Санкт-Петербургом) мы с женой решили, что все - пришло время реализовать свою мечту. Были куплены билеты на теплоход, мы "подбили" наших друзей на совместную экскурсию и целый месяц ждали с нетерпением этого замечательного круиза.
По роду параллельной деятельности моя жизнь тесно связана с реками и речным флотом, поэтому не удивительно было, что день отплытия пришелся на день речника. Слава богу, все обошлось без происшествий и команда судна была на высоте. На второй день путешествия в 8.00 мы подошли к Кижам. Это было завлекающее зрелище (см. фото) на фоне неба, воды и узкой полоски земли возвышались стены двух деревянных храмов.
На берегу нас первым делом подвели к информационному стенду (см. фото) и объяснили, что мы сможем просмотреть далеко не весь остров, а только его южную часть (справа на схеме). Вообще, в отличие от Валаама остров Кижи оказался совсем небольшим. Тем не менее, через него ежедневно проходят сотни туристов, поэтому нам на все про все отводилось всего три часа.
Еще нас напугали обилием гадюк на острове, правда они сами ведут себя мирно, если их не беспокоить. Чтобы всем было комфортно, места, наиболее часто посещаемые туристами, имели выстриженный газон (на нижнем фото справа) и нам настоятельно не советовали лезть в высокую траву (на левой части нижнего фото).
Для начала нас повели к комплексу, включающему дом Яковлева из деревни Клещейла и ряд хозяйственных зданий. Разумеется, мы не запомнили наизусть всех владельцев местной "загородной недвижимости", просто в интернете существует много ресурсов, где Вы можете подчерпнуть дополнительную информацию по Кижам. Но вот такого обилия фотографий, как на нашем сайте, наверняка не встретите :)
Если возникнет такое желание - рекомендую посетить сайты:
- каталога памятников деревянного зодчества http://kizhi.karelia.ru/
- ну и Википедия, это "классика жанра" - http://ru.wikipedia.org/wiki/Кижи
Этот дом (см. фото ниже) конечно поражает своими размерами и своей продуманностью. В отличие от южной полосы и даже средних регионов, проживание в суровых северных районах накладывает свою печать не только на уклад жизни, но и на принципы строительства деревянных рубленных домов.
На ближайших фото показаны парадный и "тыловой" фасады этого мощного дома. Кстати, если Вы интересуетесь вопросами истории деревянного домостроения и зодчества, то рекомендуем посмотреть и этот материал.
Особенности жизненного уклада проявлялись в следующем. Во-первых, многие хозяйственные пристройки, которые традиционно для средней полосы располагались отдельно, в таких домах подводились под единую крышу. Попробуйте в сильный мороз или снегопад выбраться в хлев или амбар. Гораздо проще, если все это расположено в едином, укрытом от ветров и ненастья пространстве.
Во-вторых, для уменьшения расхода дров, в доме выделялась летняя (второй этаж) и зимняя части (первый этаж). На первом этаже невысокие потолки, все компактно собрано вокруг одной или нескольких печей. Окошки небольшие, лишь бы проникал хоть какой-то свет. Уменьшенные по высоте межкомнатные двери и соответствующие проемы под них - чтобы войти в гостиную нужно согнуться почти в "три погибели". Наоборот, второй, летний этаж, имел высокие потолки, просторные комнаты и достаточно большие окна.
Разница в размерах окон и высоте потолка очень заметна на следующем фото.
Нижнее окно крупным планом в обрамлении витых наличников. рядом памятная доска, информирующая о хозяине и истории этого бревенчатого рубленного дома.
Заинтересовал меня переруб в этом доме. Нет, это не уже привычный нам норвежский лафет, это круглое бревно, но в перерубах оно стесано с боков. Смысл этого мне не очень понятен, возможно, это считалось более эстетичным или удобным при рубке.
Вот так выглядят помещения первого этажа. В красном углу икона и самовар - наиболее значимые вещи в доме. Вместо мягкой мебели и шкафов-купе из алюминиевого профиля - широкие скамьи внизу (ночью они служили спальными местами домочадцев) и широкие полки под потолком - они служили местом хранения домашней утвари.
А вот следующее фото я не мог не сделать. Что это такое, спросите Вы? Это известная всем нам со школьных лет "лучина", служившая единственным средством освещения в крестьянских домах. Давно я хотел посмотреть, как она выглядела и как крепилась в действительности (ведь деревянный дом все-таки, пожарная безопасность и пр.).
Вот такой кованый элемент, он и сегодня выглядит вполне солидно. Под местом крепления лучины, как правило, стоит или подвешено ведро или горшок с водой, чтобы пепел от лучины сразу гас и остывал.
А на столе стоят прообразы современных кофемолки и кофеварки (об их потомках тут - www.vendex.ru) в старообрядном исполнении.
Еще несколько зарисовок с интерьера этого жилища. Что меня удивило, так это то, что все печи, при всей своей массе, стоят не на отдельном фундаменте (как это принято сейчас) а на системе балок, в конце концов, опирающихся на пол.
Еще один интересный момент. Снаружи стены круглые, а внутри - стесанные в полулафет. Конечно это трудная работа, но этим экономится пространство внутри сруба, если бревно пилилось, а не стесывалось - то это еще и дополнительная доска, т.е. строительный материал, например, для облицовки пола или строительства сарая.
Как уже упоминалось выше, многие хозяйственные пристройки сделаны под единой крышей этого большого дома. На фото ниже показаны хранящиеся зимние сани и, могу ошибаться, плуг.
Ну а это уже фото внутри бани. Баня доставлена из деревни "Усть-Яндома". К сожалению мы смогли разместить на этой странице не все 300 фотографий, а лишь 65 наиболее интересных, поэтому внешний вид бани мы не приводим.
Баня состоит из двух помещений: предбанника и парилки, топившейся, разумеется, по-черному. В углу парилки сложены камни, вперемешку с березовыми поленьями. Вот такой вот "пионерский костер" своим открытым огнем нагревал камни, которые аккумулировали тепло и могли создавать тот самый "пар в баньке".
Мне приходилось в жизни мыться в бане, топящейся по черному, ранее в деревнях это было нормой, но там уже были сложены печи, а здесь мы видим только груду камней. Как происходит строительство современной деревянной бани Вы можете узнать здесь, сравните технологии :)
В другом углу парной мы видим деревянные ведра, в которых нагревалась вода и скамьи, на которых можно было "погреть косточки".
Кстати многие туристы применяют такую схему и сегодня. Одни наши знакомые каждое лето выезжают на неделю на озера под Санкт-Петербургом или в Карелии. У них есть специальная палатка, в которую приносятся со всей округи крупные булыжники, благо в наших краях их предостаточно. Разводится аналогичный костер (правда в начале без палатки), нагревают камни, потом переносят палатку, размещая ее над горячими камнями и все - принимают банные процедуры, поливая камни водой и получая искомый пар.
После осмотра дома Яковлева нас подвели к самому интересному элементу экспозиции в Кижах - к ансамблю Кижского погоста. Кстати, небольшая справка:
ПОГОСТ, первоначально центр сельской общины на северо-западе Др. Руси. Позднее центр административно-податного округа, крупное селение с церковью и кладбищем. С 18 в. погостом называют отдельно стоящую церковь с кладбищем, позднее сельское кладбище.
Венцом и самым красивым элементом Кижского погоста является несомненно Церковь Преображения Господня (заложена в 1714 году).
Чтобы не "изобретать велосипед" приведу данные из Википедии и параллельно наши фотографии.
Данная церковь возведена на месте старой, сгоревшей от удара молнии. Настоящие имена создателей церкви неизвестны. Высота церкви — 37 метров. Сруб церкви рублен в традициях русского плотничьего ремесла — без гвоздей. Когда говорят, что церковь построена без гвоздей, ошибаются. На самом деле, гвозди есть, только не в самом здании, а в куполах.
По своему типу храм — «летний» неотапливаемый, зимой в нём службу не проводят. Преображенская церковь представляет тип восьмериковых ярусных церквей. Основой композиции сооружения является восьмигранный сруб — «восьмерик» — с четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света. Алтарный восточный прируб имеет в плане форму пятиугольника. С запада к основному срубу примыкает невысокий сруб трапезной (нартекса). На нижний восьмерик последовательно поставлены ещё два восьмигранных сруба меньших размеров.
Церковь увенчана 22 главами, размещёнными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Форма и размеры глав меняются по ярусам, что придаёт своеобразный ритмический рисунок облику церкви. Трапезная перекрыта трёхскатной крышей. Вход в церковь выполнен в форме двухвсходного крытого крыльца на консолях. Церковь была обшита тесом в начале XIX века, главки покрыты луженым железом. Обшивка была разобрана и восстановлены тесовые и лемеховые кровли во время реставрации 1950-х годов под руководством архитектора А. В. Ополовникова.
Иконостас — четырёхъярусный, составлен из 102 икон. Датировка рамы иконостаса окончательно не определена: вторая половина XVIII века — начало XIX века. Иконы по времени написания и стилистическим особенностям делятся на три группы: две старейшие иконы — «Преображение» и «Покров» — датируются концом XVII века и типичны для «северного письма». Основная часть нижнего «местного» ряда иконостаса представляет вторую группу икон, относящуюся ко второй половине XVIII века. Иконы трёх верхних ярусов иконостаса составляют третью группу и датируются первой третью XVIII века, привозные.
Сруб церкви поставлен без фундамента на каменную забирку, только под западный придел церкви подведён бутовый фундамент на известковом растворе (1870 год). Углы церкви рублены в «обло», внутренние углы в интерьере церковного помещения и углы апсиды рублены в «лапу». Материал рубки — сосна. Кровли трапезной, крыльца и полиц выполнены из сосновой и еловой доски по бересте. Лемех главок и «бочек» — осиновый.
По одной из легенд, Преображенская церковь построена одним топором, который потом мастер выбросил в озеро.
Вот такая вот интересная история. К сожалению попасть внутрь Преображенской церкви (это ее второе название) нам не удалось - она закрыта на реставрацию и даже ограждена забором. Но даже на расстоянии она поражает величием и мощью.
Интересен принцип проведения реставрации. Храм поддерживают несколько металлических опор. Сама реставрация идет снизу вверх. Снимаются, диагностируются и, при необходимости, заменяются нижние венцы. Кстати, как сказали экскурсоводы - очень малая доля венцов (10-15%) требует замены, дерево на удивление хорошо сохранилось, обдуваемое суровыми онежскими ветрами.
Уже по приезде в Санкт-Петербург и в процессе подготовки этой статьи я наткнулся на очень интересные фотографии и видео по проведению реставрации Преображенской церкви. Рекомендую посетить страничку уже упомянутого выше сайта. Там показана святая святых реставрационного процесса, показано, как поднимают весь сруб храма домкратами, бережно придерживая при этом специальными металлическими конструкциями (они видны на наших фото). Показано, как начальный бутовый, но не скрепленный раствором фундамент меняется на железобетонный в нижней части и бутовый, но со сцеплением, в верхней. Показано, как снимаются и увозятся на реконструкцию нижние венцы - короче - рекомендую взглянуть.
Вторым украшением ансамбля является зимняя Покровская церковь. Вновь обратимся к данным Википедии.
Церковь Покрова Богородицы. Этот храм — «зимний» (то есть отапливаемый), службу в нём ведут с 1 октября и до Пасхи.
Покровская церковь в Кижах возводилась рядом с Преображенской. Построена она на полвека позже — в 1764 году. Безымянным зодчим предстояло ответить на вопрос: каким должен быть новый храм, чтобы не потеряться рядом с двадцатидвухглавым чудом Преображенской церкви?
Решение было найдено в некоторой «подчинённости» Покровской церкви: она дополняет Преображенскую, вторит ей, отвечает своеобразным архитектурным эхом.
Восемь главок Покровской церкви окружают девятую, центральную. Купола этого храма отличаются выразительностью, утонченными пропорциями и в то же время они скромны и не затеняют величие главного храма Спасо-Кижского Подворья — церкви Преображения. Преображенская церковь пирамидальна, Покровская же, как бы уравновешивая её композиционно, расширяется кверху в верхней части восьмерика и завершается плавным повалом.
Украшена Покровская церковь весьма скупо. Зубчатый резной фронтонный пояс, вносящий «в монументальное сооружение ноту теплоты и чисто русской любви к узорчатой нарядности» — один из немногих декоративных элементов этого храма. Однако, и повал, и фронтонный пояс — не только декоративные детали, это ещё и средства защиты от влаги: благодаря повалу кровля выносится дальше от сруба, и дождевая вода не попадает на стены церкви. За каждым же зубчиком фронтонного пояса — желобок, куда собирается дождевая вода, нижние зубчики оснащены водомётами, по которым вода отбрасывается от срубов церкви.
Высокое одномаршевое крыльцо ведёт во внутренние помещения церкви, которых четыре. Они располагаются друг за другом — с запада на восток. Сначала — сени, необходимые в любом северном строении, затем — трапезная.
С XVII века, когда по всей России оживилась земская деятельность и окрепло местное самоуправление, трапезные становятся почти обязательной составляющей зимних церквей. Трапезная — место мирской сходки — суема, на котором жители погоста обсуждали насущные житейские дела, здесь происходили судебные разбирательства, оглашались царские и воеводские указы, выбирались должностные лица и прочее.
Помещение собственно церковное, где служились церковные службы, отличается более высоким потолком. Иконостас Покровской церкви — тябловый. Первоначальный иконостас не сохранился, но известно, что и он был тябловым.
Самое восточное помещение — алтарь, святая святых каждого храма. Снаружи алтарь выявляется пятигранным срубом — абсидой, на которой находится горизонтально вытянутая бочка, а на ней — десятая глава Покровской церкви.
Небольшие размеры и простота внутренних помещений — характерная особенность северного храма, главное в котором все же внешний облик.
Покровскую церковь нам посетить удалось, конечно она не так впечатлила нас, как это сделала бы летняя Преображенская церковь, но все равно впечатление осталось сильное.
Последний элемент Кижского погоста - это Шатровая колокольня.
Колокольня построена в 1863 году на месте старой шатровой колокольни, которая была «скрыта за ветхостью» в 1862 году. Проект и смета новой колокольни были рассмотрены Губернской строительной комиссией ещё в 1854 году по представлению Благочинного Священника Стефана Романовского. В 1872 году И. И. Копошевым был представлен проект перестройки колокольни «в связи с невозможностью утвердить восьмерик её». В 1874 году проведены работы по перестройке колокольни, по-видимому, верхней её части. В 1900 году в результате ремонта были разобраны полицы, образовывавшие карнизный поясок по всему периметру четверика в уровне второго перекрытия, и декоративные фронтончики на скатах шатра.
В плане квадратный четверик разделён двумя продольными стенами на три части: сени, лестничную клеть и чулан. По высоте внутренний объём сруба колокольни делится перекрытиями на три яруса. На звонницу ведёт пятимаршевая лестница.
Композиция колокольни решена по традиционной схеме «восьмерик на четверике», с высоким, в две трети высоты сруба, четвериком. Над восьмериком устроена звонница с девятью столбами, поддерживающими шатёр, увенчанный лемеховой главкой с крестом. Наружные двери филенчатые. Сруб рублен «в лапу» сразу под обшивку. Дощатая обшивка устроена по каркасу из бруса. Кровли перекрыты дороженным тесом в два слоя. Концы тесин полиц имеют пикообразную форму. Фундамент бутовый на известковом растворе. Материал: сосна, ель. Лемех осиновый.
Четверик с юга на север прорезан сквозным проходом с высокими арочными порталами. Перед входами устроены невысокие рубленные площадки крылец. С запада и востока устроены фальшивые арочные порталы, подобные входным. Внутреннее пространство освещается четырьмя арочными окнами над порталами и окном в северо-восточной стене восьмерика. Дощатые балясины звонницы прорезные, каплевидной формы с четырьмя отверстиями посередине доски. Подзоры простые дощатые без резьбы.
Вот так нас встречает колокольня, когда мы приближаемся к погосту. Справа видна зимняя Покровская церковь, а в глубине - Преображенская. На фото ниже приведен еще один ракурс этого действительно уникального деревянного ансамбля.
Ну вот мы удалились от Архитектурного Ансамбля Кижского Погоста и направились осматривать другие достопримечательности этого дивного острова.
Сбоку от нашей дороги мы увидели громадный дом Ошевнева из почти одноименной деревни Ошевнево.
Вот он же и его пристройки с другого ракурса. К этому необычному дому мы еще вернемся на обратном пути, а пока мы следуем дальше к южной оконечности острова Кижи.
Перед нами Церковь Воскрешения Лазаря (см. фото ниже). Как говорит предание, эта церковь была построена преподобным иноком Лазарем, который прожил 105 лет и скончался в 1391 году. Церковь стала первой постройкой будущего Муромского монастыря, расположенного на восточном берегу Онежского озера. Посчитайте сколько лет этому сооружению. Вот то-то!
Мое внимание привлекла крыша церкви, приглядевшись поближе (см. фото ниже) я увидел достаточно сложную конструкцию, обеспечивающую непопадание воды в щели между досками. Как пишется в документах "Кровля двухслойная тесовая гвоздевой конструкции. Верхний «красный» ложёный тес имеет завершение в форме усеченных пик. Причелины простые дощатые с волнообразной порезкой нижней кромки доски. Стены рублены «в обло» с верхней припазовкой."
Конечно нельзя было пройти мимо ветряной мельницы, сооруженной конечно гораздо позже - в 1929 году в деревне Волкостров. Самое интересное, что здание мельницы могло вращаться в поисках ветра (не автоматически, а вручную, конечно - но сам факт). Предоставим слово энциклопедии:
Постройка типа «мельница-столбовка». Представляет собой квадратный в плане высокий сруб, в центре которого проходит осевой столб, нижним концом врытый в землю.
Корпус мельницы в форме вытянутого вверх параллелепипеда возведен на бревенчатом поворотном кругу — «вертлюге», снабженном со стороны крыльев и со стороны входа бревнами-рычагами — «воротилами». Поворотный круг и «воротило» позволяют повернуть мельницу в сторону ветра. Поворот мельницы (корпуса) осуществлялся при помощи веревочного каната и ворота простейшей конструкции, вкопанного неподалеку от сооружения.
Я давно хотел увидеть один из первых способов рубки, когда продольный паз венца обращен вверх (сейчас этот паз всегда обращается вниз, чтобы в межвенцовое пространство не попадала вода). На следующих двух фото приводятся именно такие приемы ручной рубки домов и бань.
Следующие три фотографии посвящены еще одному, технически интересному моменту, организации водостока. Сейчас-то все просто, купил пластиковые или металлические желоба и трубы и нет проблем. В древности задача осложнялась тем, что нужно было, во-первых подобрать "Г"-образные стволы для удерживания водостока и выдолбить бревна под сам водосток. А еще плотники умудрялись украшать свои творения резьбой - красота ...
Еще одна церквушка - Часовня Михаила Архангела из д. Леликозеро. Она построена в конце 18 - начале 19 веков. Очень нарядна и симпатична.
На следующих двух фото приведена еще одна интересная конструкция - мельница, но не ветряная, а водяная. Построена эта мельница в 1875 году крестьянином Федором Масеевичем Стафеевым.
В еще одном, уже не помню чьем доме меня, удивила конструкция стыковки двух срубов, см. фото ниже.
Но интересны не только сами срубы и дома, интересен уклад жизни селян. На следующих двух фото показаны приспособления для выгибания хомута для лошади и полозьев саней, соответственно.
Наверное также гнулись деревянные охотничьи лыжи.
Не могу не воспользоваться возможностью запечатлеть наших друзей, составивших нам компанию в этом интересном и поучительном путешествии. На фото выше мой близкий приятель, гордо опирающийся на самобытную изгородь. На фото ниже, наши прекрасные половинки позируют на фоне "добра-молодца", охраняющего местный огород (действующий, кстати).
Еще несколько фото, отражающих быт крестьянских хозяйств. На первом фото отчетливо видно, что кирпичная печь смонтирована не на отдельном фундаменте, а на деревянных балках, опирающихся на пол (точнее на балки, под полом). Я специально переспросил экскурсовода - это "штатное" расположение печей или нет, экскурсовод подтвердил, что да, что так и было изначально.
Орудия "женского народного творчества" приведены на двух последующих фото.
Еще одна зарисовка из старинной русской бани, топившейся также по-черному, показано на следующем фото.
Как и обещали, мы снова вернулись к одному из самых грандиозных и красивых строений ансамбля Кижей (ну если конечно не принимать во внимание храмы погоста) - дому Ошевнева. Действительно этот дом очень красив. Чтобы не "придумывать велосипед" обратимся к официальной информации об этой постройке.
Дом-комплекс типа «кошель» со слитой двухрядной параллельной связью хозяйственных и жилых помещений под общей асимметричной двускатной крышей. Представляет собой плоский параллелепипед с основанием, приближающимся к квадрату. Жилье двухэтажное. Первый этаж — зимняя изба, через сени от которой расположены кладовки: одна со входом из сеней, а другая со входом из южной избы второго этажа. Светелка имеет самостоятельную двускатную крышу (она устроена на чердаке, сруб которой выходит на фасад над сенями второго этажа). Жилую часть дома на уровне второго этажа с трех сторон окружает балкон-гульбище, опирающийся на выпуски бревен стен и кронштейны. Вход на гульбище из сеней второго этажа. Хозяйственная часть — двухэтажная (1 этаж — двор с хлевами, 2 этаж — сарай) со срубом горницы, примыкающим к южной избе второго этажа жилья. Под горницей на первом этаже хозяйственной части расположена дополнительная клеть со входом со двора. У северной стены сарая вторая клеть — кладовка для хранения молочных продуктов. Взвоз на сарай расположен с южной стороны дома перпендикулярно его избе.
Сруб дома рублен «в обло», конструкция кровли безгвоздевая «по курицам и потокам». Второй этаж хоз. части — сарай, который опирается на столбы-быки.
На главный фасад дома по второму этажу выходят по три боковых окна на северной и южной избе. Между ними расположен балкон — выход гульбище. Вход в дом решен в виде невысокого крыльца без ограждения на три ступени. Торцевые фасады имеют фронтоны (жилой части) с чердачным окном и балконом (северный фасад — одноарочный балкон, южный — трехарочный). Окно светелки оформлено одноарочным балконом. Декор фасадов отличается многообразием приемов сочетания объемной и пропильной резьбы. Причелины фасадов выполнены из одной доски, пятиярусные со сквозной резьбой в форме кружков по краю. Резной край имеет форму резьбы, распространенной в Заонежье — сочетание овальных выступов и прямоугольных зубьев. Стыки причелин на фронтонах прикрыты полотенцами со сквозной резьбой поля. Мотив резьбы — вписанный в круг и вихревая розетка на северном фасаде, на южном — квадрат в круге и четырехлепестковая розетка. Полотенце западного фасада имеет криволинейный контур. В верхней ее части вырезана дата постройки дома. Декор балконов не повторяет друг друга. Ограждение южного и западного балконов — точеный балясник, северного — сплошное ажурное из плоских тесин. Наличники второго этажа волютообразные, первый этаж без волют. Ограждение гульбища — плоский балясник с пропильной резьбой.
В интерьере дома в настоящий момент расположена экспозиция музея, представляющая типичное убранство жилища зажиточного крестьянства Заонежья в конце XIX — нач. XX вв. Воссозданы традиционные элементы интерьера — печь, лавки вдоль стен, полки-воронцы, проходящие над лавками
В завершении нашей виртуальной экскурсии посетим еще одно интересное место острова Кижи - выставки "Приемы плотницкого ремесла 17-19 веков", см. фото.
Не буду перечислять, что отображено на реальной выставке, о которой идет речь, все можно прочитать на следующей фотографии.
Давайте посмотрим сначала на конструкцию главки (маковки, купола) часовен и церквей. Это конечно совсем не соизмеримо, что придется нашим плотникам делать для храма в Янино (проект храма вы можете увидеть здесь), но, тем не менее, специально для наших архитекторов и плотников мы сделали подробные фотозарисовки - для общей эрудиции.
На следующих двух фото с разных ракурсов приведена конструкция безгвоздевой кровли.
Очень важный элемент, без которого не обходится ни один сруб дома, бани или храма - окно. Процесс его изготовления, учитывая отсутствие бензопил, запрет на использование гвоздей и т.д., выглядел следующим образом.
Мы не видим черепного бруска, как это принято в современных конструкциях, наоборот, в стенах вместо паза делается шип, который и входит в оконную обсаду. Напоминаю, что в ходе усадки сруба, в рамках окна не должно быть жесткого крепления обсады с о стенами. Как монтируются окна на современные срубы можно прочитать здесь.
Обратите внимание на затесы на стенах вдоль окон. Этот прием использовался уже несколько веков назад. Скажу вам по секрету, что многие строительные компании до сих пор боятся делать подобное оформление оконных проемов, а ведь тогда не было того инструмента, что есть сейчас.
Ну а вот так оформлялись небольшие вентиляционные окна в хозяйственных пристройках и банях. Обратите внимание на затесы в районе переруба - мы об этом еще поговорим.
Напоследок хочу обратить Ваше внимание на затесы в перерубах. Честно говоря, мы полагали, что технология затесов пришла к нам намного позже - от викингов, норвежцев и канадцев. А оказывается - наши далекие предки с успехом применяли эту очень важную для снижения тепловых потерь сруба. Подробнее о достоинствах таких затесов рассказано здесь. И вновь повторюсь, что, несмотря на многовековый опыт применения затесов в России, до сих пор многие компании, как огня боятся рубить такие затесы, шипы и т.д.
Вот и завершилась наша экскурсия, конечно, впереди была стоянка в Мандрогах, но самые яркие впечатления остались, разумеется, от Кижей. Капитан судна любезно разрешил посетить капитанскую рубку, где у штурвала мы с удивлением обнаружили хрупкую девушку, а не бородатого матроса. Вид с капитанского мостика на воды Онеги приведен на заключительном фото.
Если будет возожность - обязательно побывайте в Кижах, это действительно незабываемо.
Узнайте больше о втором Храме, построенном нашими мастерами уже в 2013 году, подробнее ...